Примерные функциональные обязанности участников педагогического процесса в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
В рамках приказа Министерства образования Республики Беларусь от 08.05.2007 г. №270 “О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите” руководители учреждений образования должны внести изменения в функциональные обязанности педагогических работников.
Классный руководитель (воспитатель группы ДУ)
в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних
в неблагополучных семьях» от 26.11.2006 г №18
1. Обследует все семьи учащихся (воспитанников) класса, группы для составления социального паспорта класса, учреждения образования.
2. Выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, работает по индивидуальному плану с семьями.
3. Выявляет нарушения прав и интересов детей и дает информацию педагогу социальному о социально опасном положении несовершеннолетнего.
4. Участвует вместе с педагогами СППС учреждения образования в социальном расследовании и составлении Индивидуального плана по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего и Плана по защите прав несовершеннолетнего.
5. Участвует в реализации Планов в соответствии с функциональными обязанностями: посещает семьи, дает рекомендации по вопросам воспитания и обучения, контролирует их выполнение, ведет соответствующие записи – дневник классного руководителя, письменные заключения, письменные рекомендации, акты.
6. Информирует педагога социального об изменениях в семье и поведении ребенка, обсуждает с ним предполагаемые действия.
7. Участвует в принятии решения по судьбе несовершеннолетнего, выносит вопросы по детям, оказавшимся в социально опасном положении на Совет профилактики или Педсовет.
8. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.
9. Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).
Педагог социальный учреждения образования.
в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» от 26.11.2006 г №18
1.Ведет социальный паспорт школы.
2.Ведет банк данных детей, состоящих на всех видах учета.
3.Выявляет и учитывает несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении.
4.Консультирует классных руководителей, воспитателей по вопросам работы с детьми и семьями, оказавшимися в социально опасном положении, и семьями, снятыми с учета.
5.Принимает заявки на проведение социального расследования в семьях, требующих повышенного педагогического внимания.
6.На основании распоряжения руководителя учреждения образования проводит совместно с педагогами и классными руководителями социальное расследование (Приложение 19).
7.Выступает инициатором (ходатайствует перед администрацией учреждения образования или КДН) признания детей в социально опасном положении, представляет для этого документы.
8.Курирует на уровне учреждения образования выполнение всеми ответственными Индивидуального плана по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего и Плана по защите прав несовершеннолетнего.
9.Осуществляет мониторинг положения в семье и оценивает риски для ребенка.
10.Готовит документы на Совет профилактики, КДН об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.
11.Готовит ходатайство с пакетом документов для КДН на признание детей, нуждающимися в государственной защите.
12.Сотрудничает с другими учреждениями и организациями по выполнению межведомственного плана, информирует районную КДН о ходе выполнения намеченных в плане мероприятий.
13.Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).
14.Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.
Педагог-психолог учреждения образования
в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» от 26.11.2006 г №18
1. Оказывает содействие педагогу социальному в выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
2. Принимает участие в проведении первичного обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних, в проведении целевых посещений несовершеннолетнего в течение учебного года.
3. Участвует вместе с педагогами СППС учреждения образования в социальном расследовании, составлении и реализации Плана помощи несовершеннолетнему и Плана по защите прав несовершеннолетнего.
4. Осуществляет диагностическое обследование несовершеннолетнего и его семьи.
5. Консультирует классных руководителей, воспитателей по вопросам работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями.
6. Коррекционно-реабилитационная работа ведется в соответствии с выявленными проблемами (девиантное поведение, гиперактивность, страхи, чувство вины, горе, гнев, агрессия, замкнутость и т.д.).
7. Организация психопросвещения по овладению родителями психологическими знаниями в области семейного воспитания, углубление психологических знаний педагогов о личностных трудностях детей, находящихся в социально опасном положении.
8. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений.
9. Групповая, подгрупповая, индивидуальная работа (лектории, семинары, тренинги, консультации) с детьми и родителями.
10. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.
Педагог организатор учреждения образования
в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» от 26.11.2006 г №18
1. Выявляет нарушения прав и интересов детей и дает информацию педагогу социальному о социально опасном положении несовершеннолетнего.
2. Информирует педагога социального об изменениях в семье и поведении ребенка, обсуждает с ним предполагаемые действия.
3. Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).
4. Оказывает содействие педагогу социальному в выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
5. Принимает участие в проведении первичного обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних, в проведении целевых посещений несовершеннолетнего в течение учебного года.
6. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.
Руководители кружков учреждения образования
в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» от 26.11.2006 г №18
1. Выявляет нарушения прав и интересов детей и дает информацию педагогу социальному о социально опасном положении несовершеннолетнего.
2. Информирует педагога социального об изменениях в семье и поведении ребенка, обсуждает с ним предполагаемые действия.
3. Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).
4. Оказывает содействие педагогу социальному в выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
5. Принимает участие в проведении первичного обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних, в проведении целевых посещений несовершеннолетнего в течение учебного года.
6. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.