27. 01. 2016
Методические рекомендации по организации самообразования педагогических кадров
Основой личностно-профессионального развития педагога является авторская «Я-концепция», представляющая следующую структуру: «Я-актуальное», «Я-идеальное», «Я-ретроспективное» и «Я-рефлексивное». Изначально концепция предполагает «проживание» педагогом индивидуальной профессиональной траектории, состоящей из четырех уровней: адаптации, становления, развития и саморазвития. На уровне адаптации у педагога формируются базовые профессиональные компетенции, необходимые ему для дальнейшего роста; на уровне становления предполагается превращение этих компетенций в определенную компетентность; на уровнях развития и саморазвития происходит совершенствование компетептностей и формирование, соответственно, профессионально-педагогическая культура.
Самообразование, по мнению Г. М. Коджаспировой, - это «многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга»
Суть самообразования заключается в овладении педагогом техникой и культурой умственного труда, умении оптимально решать проблемы, самостоятельно работать над собственным профессионализмом для повышения результативности педагогической деятельности, проявляющейся в качественных изменениях личностного развития обучающегося. Самообразование учителя - это основа его личностно-профессионального развития. Личностно-профессиональное развитие как единое целое представляет собой процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализм, проявляющийся в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях.
Самообразование творческого педагога направлено на «выращивание» таких личностно-профессиональных качеств, которые обеспечат ему эффективность и качество профессиональной деятельности, удовлетворение от самого процесса творческого роста и результатов труда.
Оно будет способствовать сформированное™ инновационного стиля научно-педагогического мышления, необходимой личностной и профессиональной компетентности (аналитической, прогностической, моделирующей, исследовательской, рефлексивной, мониторинговой и др.), высокого уровня профессионально-педагогической культуры, сформированности личности педагога как наукопрактика.
Самообразование как процесс личностно-профессионального развития, формирования педагогического творчества основывается на ряде принципов: аксиологической ориентированности, субъектности, непрерывности, интегративности, преобразования пространства педагогических отношений, интерактивности, обратной связи, рефлексивности, опережающего характера («скачок в будущее») и др.
Источниками самообразования педагога являются: нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность системы общего среднего образования; психолого-педагогическая, методическая и другая научная литература, справочная и публицистическая литература, периодическая печать, средства массовой информации, интернет; удовлетворение запросов родителей и учащихся на образовательную деятельность; повышение квалификации на базе МГИРО, АПО; практический опыт коллег, их эффективный педагогический опыт; участие в инновационной деятельности, в том числе экспериментально-исследовательской; обобщение собственной практической деятельности, высокая мотивация на успешную самореализацию в профессиональной деятельности; хобби и др.
Примерный план
самоанализа профессиональной деятельности педагога.
1. Формальные характеристики: преподаваемые учебные дисциплины; классы, в которых работает педагог; профессиональная категория; педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении образования.
2. Общая характеристика выполнения плана самообразования за прошедший год (полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).
3. Профессионально-педагогическая результативность: личностно-профессиональные достижения (повышениекатегории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторской методической системы, разработка авторских дидактических систем, обобщение либо самообобщение опыта работы, публикации из опыта работы и др.);
достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплоченность ученического коллектива, сформированное мотивации достижения успеха и др.).
4. Профессионально-педагогическая подготовка:
освоение учебных программ дополнительного образования взрослых и его влияние на личност но-профессиональное развитие;
участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, школьных и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном совершенствовании;
реализация темы самообразования;
• знакомство с адресами и содержанием продуктивного педагогического опыта, изучение опыта работы коллег по актуальным для педагога проблемам;
работа с предметной, научно-методической, справочной литературой;
• значимость взаимодействия с кошками; внешнее сотрудничество; влияние условий, созданных в учреждении образования, регионе, на самосовершенствование личностно-профессионального уровня педагога (наличие методического кабинета, справочно-методической литературы, учебного кабинета; положительный морально-психологический климат в коллективе; взаимопомощь, помощь руководителя МО, членов администрации и др.);
• влияние личностно-профессионального развития на качество образовательного процесса.
5. Профессионально-педагогическая деятельность:
• осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);
дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с высокомотивированными и одаренными детьми;
· участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);
· участие в школьных и внешкольных учебно-методических мероприятиях;
совершенствование работы учебного кабинета;
• руководство процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество, ведение мастер-класса и др.).
6. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.
7. Определение перспектив дальнейшего саморазвития (цели, задачи, направления и содержание деятельности).
Виды и этапы деятельности педагога в процессе самообразования
Виды деятельности.
1. Систематическое повышение квалификации через освоение учебных программ на базе учреждений дополнительного образования взрослых, исходя из запросов и интересов педагога.
2. Изучение педагогических периодических изданий, методической и педагогической предметной литературы.
3. Создание реестра педагогической литературы по изучаемой теме в рамках самообразования.
4. Посещение учебных занятий коллег внутри и вне учреждения образования, мастер-классов, семинаров, тренингов.
5. Проведение собственных уроков в рамках темы самообразования с последующим самоанализом.
6. Представление серии уроков по теме самообразования на заседании МО, последующая публикация уроков в периодических изданиях или школьном сборнике.
7. Разработка авторских дидактических систем в рамках темы самообразования.
8. Подготовка докладов и рефератов в рамках изучаемой темы для представления гга заседаниях МО учреждения образования, РМО.
9. Участие в днях методического мастерства в учреждении образования, в конкурсах профессионального мастерства на уровне города, республики.
10. Участие в научно-практических конференциях различного уровня, позволяющих представить собственный педагогический опыт или критически осмыслить опыт коллег.
11. Изучение возможностей сети Интернет для повышения своего профессионального мастерства, вхождение в профессиональные Интернет-сообщества, предъявление собственных наработок на сайте учреждения образования, на сайтах педагогических сообществ.
12. Создание собственного сайта с представлением результатов самообразовательной деятельности.
13. Самообобщение и представление продуктивного опыта работы, пропаганда его идей.
Этапы самообразовательной деятельности педагога:
1. Самодиагностика, проблемный анализ профессиональной деятельности, фиксация проблем и их причин;
2. Всесторонний самоанализ профессиональной деятельности и ее результатов;
3. Осознанное принятие решения о необходимости профессионального развития (в зависимости от уже имеющегося уровня: совершенствование профессионального уровня, развитие профессионально значимых компетенций, формирование педагогического мастерства, творчества); самоопределение на основе анализа результатов педагогической деятельности, профессиональных потребностей, мотивов, целей;
4. Актуализация проблемного поля самообразования;
5. Интернализация профессионально значимых информационных потоков;
6. Определение стратегии и тактики саморазвития, выбор темы, разработка программы и плана; отбор форм и методов работы над темой;
7. Реализация плана самообразования; накопление и систематизация как теоретического, так и практического материала по теме;
8. Демонстрация наработанного материала (презентация, приглашение в творческую лабораторию, выставка, отчет, серия открытых уроков, публикации в периодических педагогических изданиях и др.);
9. Самоконтроль выполнения запланированного;
10. Корректировка хода выполнения плана, его содержания (при необходимости);
11. Самоанализ и самооценка в процессе и по итогам выполнения плана;
12. Определение путей творческого роста: выбор новой темы самообразования, постановка целей, формулировка задач, выбор направлений деятельности.
Рекомендации по подготовке педагога к самообразовательной деятельности
Для того чтобы педагоги неформально относились к участию в самообразовательной деятельности, они должны четко знать, как в их школе организуется процесс самообразования.
Прежде, чем определиться с темой по самообразованию, педагогам необходимо:
· подготовить годовой отчет по результатам собственной деятельности (примерный план самоанализа см. выше);
· в рамках годового отчета определить собственные проблемные места в организации учебного процесса, в собственных профессиональных знаниях и умениях, выделить зоны в собственной деятельности, нуждающиеся в коррекции;
· изучить материалы анализа годового плана учреждения образования, познакомиться с содержанием плана на новый учебный год, плана работы МО;
· изучить планирование повышения квалификации на базе учреждений дополнительного образования взрослых (например, ГУО МГИРО), определиться с возможностями освоения ряда учебных программ; познакомиться с мероприятиями методической направленности, которые будут проводиться на уровне города, района;
· участвовать в итоговой диагностике, позволяющей определить проблемы в организации профессиональной деятельности;
· сопоставить изученные материалы, результаты диагностических исследований и определить тему по самообразованию, исходя из тем, предложенных методическим советом учреждения образования, или на основе собственного выбора.
План самообразования педагога
Первый вариант - для педагогов, работающих в режиме функционирования (молодые, малоопытные, «формирующиеся» педагоги).
1. Тема самообразования.
2. Цель и задачи личностно-профессионального саморазвития.
3. План работы
№
п/п
|
Направления деятельности
|
Задачи
деятельности
|
Содержание деятельности.
|
Сроки
|
Форма
представле-ния
результатов
|
Итоги
(где, кем, когда
заслушиваются)
|
Пути дальнейшего
совершенствования
|
1.
|
Изучение положений государственных нормативных правовых документов
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Изучение литературы по теме СО
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
Ознакомление или изучение опыта работы коллег по данной теме
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Проектирование деятельности с учетом темы СО
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
Разработка программно-методического, дидактического обеспечения образовательного процесса с учетом избранной темы
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
Проведение открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
Участие в методической работе УО
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
Самоанализ работы
и её результатов
|
|
|
|
|
|
|
Логическим продолжением процесса личностно-профессионального развития педагога становится постепенный переход от самообразовательной деятельности к экспериментально-исследовательской, далее - научно-исследовательской.
Второй вариант плана - для творчески работающих педагогов.
1. Тема самообразования.
2. Цели и задачи самообразования.
3. Содержание работы.
4. Формы работы (приглашение в творческую лабораторию, разработка программы исследования, открытое учебное занятие, семинар, защита проекта, научно-практическая конференция, презентация и др.).
5. Методы работы (моделирование, анализ документов, изучение продуктов творчества, интервью, опрос, эксперимент и др.).
6. Этапы работы:
а) диагностический (анализ затруднений, выявление существующих противоречий, изучение литературы и имеющегося опыта по изучаемой проблеме);
б) прогностический (определение целей и задач исследования, формулировка гипотезы, прогнозирование результатов);
в) организационный (составление программы исследования, продумывание методического сопровождения, подготовка базы для исследования, в том числе материальной);
г) практический (проведение констатирующих «срезов», реализация авторской технологии, методики, системы и др., отслеживание процесса, промежуточных результатов, корректировка хода работы);
д) обобщающий (обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ полученных результатов, корректировка гипотезы, описание и оформление результатов исследования);
е) подведение итогов (доклад, презентация, выставка, мастер-класс, публикация, издание пособия и др.);
з) этап распространения результатов исследования (мастер-класс, творческая лаборатория, педагогическая мастерская, выступление на научно-практической конференции, проведение учебных занятий для слушателей повышения квалификации и др.).
Работа педагога над научно-методической темой может быть построена по следующему плану.
1. Выбор научно-методической темы самообразования:
· ознакомление с литературой;
· изучение соответствующих нормативных правовых документов;
изучение эффективного педагогического опыта работы по теме самообразования.
2. Детальное ознакомление с темой посредством литературных источников:
составление аннотированного списка литературных источников (картотеки);
изучение литературных источников (конспектирование, пометки, выписки).
3. Корректировка темы (при необходимости) и разработка предварительного варианта плана по теме самообразования:
• обоснование выбора темы;
определение актуальности и значимость темы для личностно-профессионального развития педагога;
• формулировка цели и задач работы;
выбор адекватных методов, средств, приемов поисковой деятельности;
разработка плана индивидуальной работы.
4. Определение и разработка авторских моделей, методик, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой, формулирование выводов и предложений.
- Оформление работы. Отчет перед коллегами о полученных результатах.
- Мотивы, которыми следует руководствоваться руководителю (учреждения образования, РМО), побуждая педагога к самообразовательной деятельности
1. Ежедневная работа с информацией требует все больших знаний не только по ее поиску, анализу, но и по хранению, использованию, утилизации.
2. Возможность и желание творить. Педагогическая профессия - это творческая профессия. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, слепо следовать напечатанному кем-то поурочному планированию. Ему необходим свой «момент истины», который позволяет сделать учебное занятие своим, индивидуальным и неповторимым. Только тогда рутинная работа становится интересной и притягательной.
3. Желание быть принятым в общество тех, кого педагог обучает. Изменения, которые происходят в современном мире, в первую очередь влияют на молодое поколение. Чтобы учащиеся приняли педагога и он стал для них авторитетом, необходимо быть современным не только телом, но и душой.
4. Стремление быть конкурентоспособным в профессиональной среде. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному педагогу, классному руководителю. Необходимо вырабатывать в себе умение конкурировать.
5. Возможность улучшения своего материального положения. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться повышения категории, увеличения педагогической нагрузки, признания тех, кто является заказчиком образовательных услуг.
6. Интерес. Педагог, не интересующийся своим предметом, выполняющий работу строго по шаблону, должен знать, что его ждет разочарование в своем деле.
Для того чтобы способствовать в полной мере реализации мо-швов в области самообразовательной деятельности педагога, целесообразно изучить классификацию стадий профессионального роста и руководствоваться ей в практической деятельности.
Стадии профессионального роста педагога:
1 стадия - «выживание» - первый год работы.
Стадия «выживания» характеризуется личными профессиональными затруднениями учителя, которые могут определяться как им самим, так и членами администрации, педагогического коллектива в ходе посещения учебных занятий, бесед, консультаций, а также в процессе диагностики.
2 стадия - «адаптация» - 2-5 лет работы.
Стадия «адаптации» характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности, анализом внимания к нему со стороны учебного заведения, коллег, учащихся и их родителей. В течение 2-5 лет работы определяется его отношение к профессиональной деятельности, формируется его «профессиональный почерк», выявляются трудности в преподавании предмета и в коммуникации с учащимися и родителями, качество решения педагогических и методических проблем, стремление к профессиональному росту. В этом случае потребность в самообразовательной деятельности может исходить от самого педагога, на основе анализа собственной деятельности и определения собственных проблем, требующих профессиональных изменений.
3 стадия - «зрелость» - 6-8 лет, стремление переосмыслить свой опыт, проявление желания самостоятельного педагогического исследования и поиска.
Данная стадия характеризуется возрастанием творческой потребности и активности педагогов. Для большинства педагогов, находящихся на данной стадии развития, характерна потребность в профессиональном поиске: изучение и использование в работе ранее не освоенных педагогических технологий, новых методик и приемов организации урока, желание поделиться собственными наработками и достижениями. В это время педагог может проявить себя не только в самообразовательной деятельности, но и в форме ее представления.
4 стадия - «профессиональный спад или подъем» (в зависимости от индивидуальности педагога).
Стадия является критической. Она позволяет педагогу либо подняться на новую вершину в своей профессиональной деятельности, либо вовсе уйти из профессии. Вот почему администрации учреждения образования необходимо учитывать классификацию стадий профессионального роста педагога при организации самообразовательной деятельности учителя.
Показатели
результативность самообразовательной деятельности педагога:
· система работы педагога (владение технологией) по самообразованию;
· повышение качества преподавания учебного предмета;
· преподавание предмета на повышенном уровне;
· развитие (совершенствование) профессиональных компетенций;
· повышение (подтверждение) профессиональной категории;
· инновационная направленность в деятельности педагога;
· разработка авторских дидактических материалов, методик, технологий;
· написание рекомендаций, памяток, пособий, учебно-методических комплексов;
· самообобщение опыта работы;
· подготовка публикаций из опыта работы для педагогической печати;
· проведение мастер-классов;
· личностно-профессиональный рост педагога;
- повышением качества знаний учащихся, динамика их личностного развития.